Содержание

    Гостиницы нужны практически в каждом городе. Далеко не всегда они востребованы только туристами, приезжающими осматривать достопримечательности. Жить в гостиницах часто предпочитают приехавшие в гости родственники или знакомые местных жителей, прибывшие в командировку иногородние сотрудники или представители партнеров крупных предприятий.

    Перед тем, как планировать открытие, стоит изучить рынок, почитать в Интернете отзывы об уже существующих гостиницах, хостелах, апарт-отелях. Если преобладают негативные сообщения – у хорошо продуманного и реализованного бизнеса есть будущее.

    При вложении в бизнес порядка 8 миллионов рублей, гостиница себя окупит за полтора-два года работы.

    Инвестиционная привлекательность гостиничного бизнеса

    По данным газеты Коммерсант за 9 месяцев 2021 года обороты на рынке гостиничных услуг на 0,9% выше, чем за этот же срок в 2019 году, до начала пандемии. Это говорит о том, что рынок не только восстановился, но и начал расти.

    После закрытия границ из-за пандемии COVID-19, в России усиленными темпами начал развиваться внутренний туризм. Стали востребованными направления, о которых раньше мало кто знал. Если поблизости есть любые достопримечательности, красивая природа, необычные музеи или арт-объекты, можно с уверенностью сказать, что при правильной RP-кампании найдется немало людей, которые захотят все увидеть собственными глазами. Кроме того, многие предпочитают путешествовать на машине, следовательно, получают шанс на развитие придорожные мотели, расположенные неподалеку от оживленных трасс.

    Чтобы реально оценить востребованность гостиничных услуг в городе, где планируется открытие гостиницы, можно воспользоваться услугами специалистов, которые проверят не только отзывы, но и поисковые запросы.

    Описание бизнеса

    После того, как произведена предварительная оценка гостиничных услуг, нужно определить, какой именно тип отела станет наиболее востребованным:

    • Мини-отель с небольшим количеством номеров с удобствами, предлагающий завтрак или возможность выпить чай-кофе. Количество номеров редко превышает пару десятков, администрация представлена стойкой регистрации. Постояльцы получают минимум услуг, но при этом укладываются в экономичный бюджет.
    • Хостел – подобие общежития, со спальнями на несколько человек, общей кухней, санузлом, холлом для отдыха.
    • Капсульный отель, в котором постояльцы располагаются не в комнатах, а в «капсулах» – комфортных спальных местах, изолированных от окружающих. Все удобства в таких отелях общие.
    • Мотель – придорожная гостиница с минимальными удобствами, номера которой расположены в отдельных домиках или одном корпусе.
    • Курортный отель, предлагающий постояльцам широкий спектр услуг для длительного отдыха.
    • Традиционная гостиница с номерным фондом свыше 50 комнат со всеми удобствами и большим спектром дополнительных услуг и возможностью полноценного отдыха и питания.

    Встречаются и другие, менее распространенные в России варианты гостиниц.

    Подходящий тип отеля для открытия бизнеса зависит от запросов потенциальных клиентов. На морском берегу, рядом с горнолыжными спусками, востребованы комфортабельные отели для длительного пребывания и отдыха. Неподалеку от крупных промышленных предприятий командировочным подойдут небольшие гостиницы с домашним уютом.

    В примере рассмотрен мини-отель, так как этот вариант наиболее устойчив и потребует относительно небольших вложений.

    1. Преимущества гостиничного бизнеса:

    • Внутренний туризм на подъеме.
    • Перспективы для развития.
    • Значительные суммы дохода после выхода бизнеса на окупаемость.

    2. Недостатки гостиницы:

    • Необходимость крупных вложений на первом этапе.
    • Длительные сроки окупаемости относительно других видов бизнеса.

    3. Перспективы развития гостиничного бизнеса:

    • Развитие в сеть.
    • Продажа франшизы.
    • Рост номерного фонда, увеличение числа предлагаемых услуг.

    4. Риски гостиницы:

    • Постоянная конкурентная борьба.
    • Зависимость от арендодателя, если помещение не в собственности.
    • Снижение туристического потока в случае карантина, открытия границ.
    • Снижение турпотока в случае изменения экономической ситуации.

    Описание рынка сбыта, возможных конкурентов

    Рынок зависит от местоположения отеля. Путешествуют люди всех возрастов. Причем молодежь более активна и менее требовательна, а люди старше 40 предпочитают больший комфорт, но более платежеспособны. Проезжающим мимо путешественникам, остановившимся на одну ночь, важна безопасность и возможность выспаться. Людям, проводящим в гостинице отпуск, нужно чем-то занять детей, получить максимум удобств и сервиса за свои деньги.

    Конкурентами станут все организации, предоставляющие гостиничные услуги, расположенные в том же районе, городе или, для мотелей и загородных отелей, расположенные в получасе-часе езды на автомобиле.

    Продажи и маркетинг

    Успех гостиницы во многом зависит от продуманной маркетинговой стратегии.

    Гостиничные услуги, прежде всего, интересуют жителей других городов и регионов, следовательно, они должны легко находить информацию о существовании гостиницы, ее услугах, ценах, условиях проживания. Для этого потребуется качественно профессионально выполненный официальный сайт, аккаунты в соцсетях.

    Для продвижения сайта в Интернете требуется реклама и СЕО. Для раскрутки в соцсетях – таргетинг и SMM. Чтобы получить гарантированный результат, необходимо доверить эти процессы профессионалам. Услуги на продвижение официального сайта обойдутся в 50 000 рублей в месяц, аккаунта – 30 000 рублей.

    Также потребуется штатный сотрудник – менеджер, который будет заниматься регистрацией на основных порталах для путешественников, агрегаторах типа Booking, Trivago и т.п., отслеживанием появления отзывов и оперативным реагированием, представлять гостиницу в сети.

    Возможностей для рекламных компаний в Интернете и традиционных местах множество. Чтобы рекламный бюджет расходовался эффективно, необходимо отследить основную целевую аудиторию и давать точечную рекламу, ориентированную на конкретных людей. Вполне вероятно, что наружная реклама на вокзале, в аэропорту или на придорожных плакатах окажется менее эффективной, чем спланированные СЕО и SMM кампании, дающие более стабильные и долгосрочные результаты.

    При преобладании среди постояльцев тех, кто приехал в город по делам компании, имеет смысл интересоваться отраслью, названием фирм-работодателей. После отслеживания некоторых тенденций, можно попытаться связаться с работодателями, заключить договора на постоянное размещение сотрудников, а также дать рекламу нацеленную на определенную отрасль или сегмент рынка.

    Важна деловая репутация гостиницы, положительные отзывы постояльцев, а также формирование базы постоянных клиентов. Чтобы людям было выгодно рассказывать об отеле, останавливаться в нем снова и снова, необходима программа лояльности, бонусы и акции.

    Возможность проживания с питомцами, бесплатные места для детей и другие услуги, которые не предоставляют конкуренты, создаст преимущество у определенных категорий потенциальных клиентов.

    План производства

    Бизнес начинается с регистрации. Так как в учредительных документах должно быть обозначено место ведения бизнеса, поиск помещения должен идти параллельно. Не все собственники недвижимости разрешают регистрацию компаний по своему адресу, этот вопрос надо сразу уточнять при выборе места.

    Регистрация бизнеса

    Для содержания гостиницы подходят две организационно-правовые формы: индивидуальное предпринимательство и общество с ограниченной ответственностью.

    • ИП остается физическим лицом, поэтому отвечает за бизнес собственными деньгами.
    • ООО – юридическое лицо, владеть которым может несколько человек, чьи доли обозначены в учредительных документах.

    Для гостиничных услуг есть два варианта налогообложения – УСН и ОСНО. Для небольшой гостиницы, доход которой в год меньше допустимой законом суммы, оптимален режим УСН. В остальных случаях придется отчитываться по основной системе налогообложения, которая предполагает уплату налога на прибыль 20% и НДС 20%.

    Выбор помещения

    Помещение должно не только подходить для оборудования в нем гостиницы, но и соответствовать требованиям законодательства, санитарно-эпидемиологических и других норм, разработанных государственными контролирующими органами.

    От удачного расположения в немалой степени зависит успех и популярность гостиницы. Близость к центру для туристов, к горнолыжному склону или морю – для отдыхающих, к предприятию – для приезжающих в командировки, может стать решающим критерием выбора. В некоторых случаях локациях намного важнее цены за номер.

    Важно, чтобы помещения по документам были нежилым фондом, так как только там можно открыть гостиницу. Перевод жилого фонда в нежилой – затратное по времени и деньгам, а также не всегда возможное мероприятие.

    Оптимально купить помещение, но если такой возможности нет, возможна долгосрочная аренда. В договоре должны быть прописаны минимальные сроки аренды помещения, желательно не менее 10 лет и предусмотрены штрафные санкции за досрочное расторжение договора.

    Для примера выберем отдельно стоящее здание, с небольшой огороженной территорией, парковкой и предчистовой отделкой помещений после капремонта. Общая площадь 900 квадратных метров, стоимость аренды 600 000 рублей в месяц.

    Разрешительная документация

    Оказание услуг населению строго регламентировано законом, а гостиница подпадает под еще большее число законодательных актов и стандартов, например, Постановление Правительства РФ №1853 от 18.11.2020, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», Закон о защите прав потребителей и т.д. Законодательных актов много, они регулярно меняются, дорабатываются, отменяются или вводятся новые.

    Чтобы не пропустить новый закон или необходимый для открытия документ, при регистрации гостиницы лучше проконсультироваться с юристом. Специалист выдаст полный перечень документации, которая необходима для открытия и деятельности на конкретный момент.

    После того как завершена регистрация и заключен договор аренды, необходимо выполнить требования и получить разрешения от:

    • Госпожнадзора;
    • Роспотребнадзора;
    • Санэпидемстанции;
    • Администрации на установку вывески на фасаде.

    Также необходимо пройти сертификацию и получить «звезды».

    Оформление всех документов обойдется в 400 000 рублей.

    Ремонт и закупка оборудования

    Разработку проекта гостиницы, перепланировку и чистовую отделку удобно поручить одной компании. По смете полностью работы обойдутся в 5 000 000 рублей. После ремонта в гостинице будет 36 небольших уютных номеров со всеми удобствами, холл со стойкой администратора, буфет, где будет предлагаться свежая выпечка и напитки, а также подсобные помещения и комната для персонала. Акцент сделан на домашнюю, уютную обстановку.

    Для полного оснащения номеров, буфета и общего пространства, потребуется закупить мебель, постельное белье и другие текстильные изделия, кухонную технику, посуду и т.п. Кроме того, для администратора и буфетчика нужны кассовые аппараты. Администратору, бухгалтеру и менеджеру потребуются компьютеры. В сумме расходы на оборудование гостиницы всем необходимым составят еще 2 500 000 рублей.

    Подбор персонала

    От людей, работающих в гостинице, зависит насколько приятно будет посетителям в ней останавливаться, какая атмосфера будет создана. К выбору каждого человека, от горничной до управляющего необходимо подходить очень ответственно.

    Гостиница работает без выходных, поэтому график работы для всего обслуживающего персонала будет «сутки через трое». Таким образом должно быть четыре одинаковые смены администраторов, горничных, работников буфета. Остальные работают по стандартному графику 5/2.

    Менеджер занимается общением с клиентами в интернете, бронированием номеров, координируя работу с администратором.

    Гостиница зарегистрирована как ИП, поэтому директором и управляющим будет собственник. У него ненормированный рабочий день, заработную плату он не получает, так как ему принадлежит весь доход от бизнеса.

    Для решения всех задач и обслуживания потребуется персонал со следующей заработной платой:

    ДолжностьКол-во сотрудниковЗарплата одного сотрудника, руб./мес.Суммарная зарплата, руб./мес.
    Администратор450 000200 000
    Горничная1235 000420 000
    Буфетчик840 000320 000
    Бухгалтер160 00060 000
    Менеджер150 00050 000
    Итого на 1 месяц фонд ЗП1 050 000

    Также потребуются услуги охраны. Для этого заключен договор с охранной фирмой на 300 000 рублей в месяц. В эту сумму входит круглосуточное присутствие сотрудника на объекте и срочный вызов бригады в экстренной ситуации.

    План продаж

    Основная задача – обеспечить полную загрузку гостиницы круглый год. Конечно, так не бывает, нормальной считается 60-70% заполняемость по итогам года. Однако в расчете используем «идеальный вариант».

    Стоимость номера в сутки 2 500 рублей. В месяц гостиница получает доход:

    35 х 2 500 х 30 = 2 625 000 рублей

    Кроме того, средний чек буфета – 400 рублей. В среднем в сутки бывает 50 продаж.

    400 х 50 х 30 = 600 000 рублей – ежемесячный доход от работы буфета.

    Финансовый план

    Единовременные разовые вложения для открытия гостиницы:

    Статья расходовСумма, руб.
    Регистрация в сервисе DOKIA0
    Разрешительные документы400 000
    Ремонт5 000 000
    Оборудование2 500 000
    Создание сайта и аккаунтов в соцсетях100 000
    Итого8 000 000

    Ежемесячные расходы на функционирование гостиницы:

    Статья расходовСумма, руб.
    Заработная плата, включая налоги и страховые выплаты1 050 000
    Аренда600 000
    Закупка продуктов для буфета200 000
    Реклама, обслуживание сайта, страниц в соцсетях80 000
    Охрана300 000
    Прочие расходы50 000
    Итого2 280 000

    Посчитаем прибыль гостиницы до уплаты налогов:

    2 625 000 + 600 000 – 2 280 000 = 945 000 рублей в месяц доход гостиницы при полной загрузке.

    Таким образом, работу гостиницы можно окупить за полтора-два года работы. 

    Комментировать