Российские традиции дарить цветы на праздники, Дни рождения, на свиданиях, при походах в гости и на официальных мероприятиях делают цветочный бизнес прибыльным практически круглогодично. Небольшие простои бывают только летом, в сезон отпусков.
После значительного проседания рынка во время локдауна и пандемии COVID-19, ухода с рынка многих участников, цветочный бизнес снова набирает обороты и становится привлекательным для открытия.
При вложении до полумиллиона рублей в небольшой магазин цветов, окупаемости можно достичь уже через полгода-год работы.
Инвестиционная привлекательность магазина цветов
По информации BusinesStat продажи срезанных цветов в 2020 году снизились на 9,9% по отношению к предыдущему году. Больше всего пострадали компании, не имеющие интернет-представительств и не занимающихся доставкой. Кроме того, из-за того, что большую часть продукции ввозят из-за границы, ослабление курса рубля сказалось на ценах. При этом, благодаря оперативному переходу части бизнесменов на услуги по доставке, продажи в 2020 году все равно превысили показатели 2016-17 годов.
Цветы, конечно, не являются предметом первой необходимости, кроме того, они – скоропортящийся товар, поэтому риски у бизнеса присутствуют. Однако при этом торговая наценка достигает 100-500%, что делает бизнес привлекательным с точки зрения окупаемости и получения прибыли.
Преимуществом цветочного бизнеса является и то, что есть поводы, которые не обходятся без цветов даже в трудные времена: свадьбы, рождения детей, свидания, похороны. При грамотном ведении бизнеса и продуманном маркетинге бизнес будет достаточно устойчивым. Например, обязательно присутствие в интернете и развитие онлайн-торговли.
Описание бизнеса
Бизнес по продаже цветов можно строить в одном или нескольких сегментах рынка:
- доставка букетов;
- оформление торжеств;
- оригинальные букеты и флористические композиции;
- продажа горшочных растений;
- розничная торговля срезанными цветами.
Можно продавать сопутствующую сувенирную продукцию: открытки, мягкие игрушки и т.п. Можно также сделать основной акцент на определенных событиях: рождении детей, свадьбах, ритуальных услугах.
Для устойчивости бизнеса важно организовать не только розничную торговлю, но и интернет-представительство в социальных сетях с возможностью курьерской доставки букета по указанному адресу заказчика или получателя.
В примере будет рассмотрен небольшой цветочный магазин с ассортиментом срезанных и горшечных растений, торгующий в розницу и доставляющий букеты по интернет-заказам.
1. Преимущества магазина цветов
- Развитая культура покупки цветов в России.
- Много потенциальных клиентов.
- Предсказуемые всплески продаж по праздникам, равномерно распределенным по всему году.
- Высокая наценка.
2. Недостатки цветочного магазина
- Огромная конкуренция.
- Срок реализации срезанных цветов порядка 7 дней, после чего их выбрасывают.
- Выраженная сезонность.
3. Перспективы развития цветочного бизнеса
- Расширение бизнеса за счет открытия дополнительных точек, формирования сети.
- Расширение магазина за счет увеличения ассортимента.
- Предложение дополнительных услуг: дизайна, проведения праздников и т.п.
4. Риски магазина цветов
- Зависимость от поставщиков.
- Непредвиденные увеличения цены аренды и необходимость оплачивать помещение при спаде спроса.
- Снижение покупательской способности клиентов из-за кризисов.
Описание рынка, возможные конкуренты
Насыщенность цветочного рынка зависит от конкретного населенного пункта. Как правило, цветы предлагают:
- Крупно- и мелкооптовые магазины.
- Розничные магазины.
- Небольшие точки в торговых центрах.
- Службы доставки по телефону или интернету.
- Частные продавцы, торгующие своей продукцией летом и в начале осени.
Покупают цветы люди любого возраста и материального достатка. Основные покупатели: мужчины 20-55 лет и женщины 25-45 лет. Мужчины чаще покупают цветы на свидания и в подарок женщинам. Женщины – на детские праздники, в качестве подарков воспитателям и учителям.
Продажи и маркетинг
Цветочный бизнес полностью зависит от активности маркетинговых мероприятий и рекламы. Из-за специфики товара, который покупают чаще всего не проходя мимо, а целенаправленно, важно информировать о магазине, его ассортименте и услугах как можно больше потенциальных покупателей.
В первую очередь магазин должен располагаться в удачном месте. Спальный район, где много детских учреждений, принесет стабильные продажи букетов к 1 сентября, Дню учителя, 8 марта и другим общепринятым праздникам. Расположение вдоль пути следование основных потоков пешеходов к местам остановок общественного транспорта также поможет нарастить число покупок.
Информировать потенциальных покупателей об ассортименте, ценах, проводимых акциях, поможет реклама в социальных сетях. Аккаунт, SMM продвижение и таргетированная реклама позволят продвигать магазин по геолокации, в группах близлежащих школ и детских садов.
На развитие аккаунта и продвижение в соцсетях необходимо тратить ежемесячно порядка 30 000 рублей.
Поставщики товара
От выбора поставщиков во многом зависит доходность и стабильность работы магазина цветов. Необходимо выбрать тех, кто сумеет обеспечить четкие поставки свежей продукции высокого качества.
Пока цветочный магазин не набрал достаточные обороты, он не сможет заказывать продукцию напрямую у изготовителей или импортеров – они торгуют крупным оптом. Поставщиками для бизнеса, продающего в неделю до 400-500 срезанных цветов, станут оптовые базы, специализированные рынки. Там же можно покупать упаковку и декор для создания букетов и композиций.
Чтобы убедиться в качестве товара и самостоятельно выбирать цветы, лучше ездить закупаться самостоятельно. При заказе доставки есть шанс, что привезут товар по принципу «то, что осталось». Пока у магазина нет сложившихся партнерских отношений и наработанных торговых связей, лучше полагаться только на себя.
По мере развития торговли, можно выходить на российских и импортных производителей через веб-шопы, агрегаторов и брокеров.
План открытия магазина
Бизнес необходимо зарегистрировать в ФНС, чтобы отчитываться и платить налоги. Процесс регистрации должен идти параллельно с поиском помещения, так как в учредительных документах необходимо указать место ведения бизнеса. Не все арендодатели разрешают регистрировать компании по своему адресу, этот момент необходимо сразу уточнять.
Выбор помещения
От площади помещения зависит размер арендной платы, которая будет составлять большую часть ежемесячных расходов, особенно заметную в период спада спроса. Важно оптимально подобрать размер, чтобы выгодно разместить товар, но при этом не переплачивать за лишние метры. Для небольшой торговой точки, торгующей только букетами, 12-15 метров достаточно.
На что нужно обратить внимание:
- Локация. Место должно быть удобным, заметным с тротуара.
- Доступен ли адрес для регистрации.
- Соответствует ли помещение санитарным нормам, получены ли разрешения контролирующих органов. В торговых центрах, как правило, предложат помещения с документами. В остальных случаях их приходится получать арендатору.
- Состояние помещения, необходимость косметического ремонта, перепланировки. Для цветочного магазина нужно открытое пространство без перегородок.
- Окружение. Цветы создают особое настроение, их могут покупать с детьми, в нарядной одежде. Нужно, чтобы вокруг магазина было чисто и отсутствовали питейные заведения и подобные неприятные, отпугивающие посетителей соседи.
Для магазина подойдет помещение, находящееся на первом этаже жилого дома, с отдельным выходом и удобным доступом от остановки автобусов и станции метрополитена. Площадь помещения 12 квадратных метров, арендная плата составит 48 тысяч рублей в месяц.
Регистрация
Цветочный магазин можно зарегистрировать как ИП или ООО. Предприниматель отвечает за бизнес своими деньгами, ему доступно больше режимов налогообложения. ООО можно открыть с партнерами, сразу зафиксировав доли в бизнесе. Самозанятые граждане не могут перепродавать товар, поэтому такая форма организации цветочного магазина не подойдет.
После определения организационно-правовой формы, нужно выбрать режим налогообложения:
- ПСН для ИП часто становится оптимальным вариантом для розничной торговли, однако в этом случае налоги уплачиваются вперед, независимо от того, будут ли продажи.
- НПД для ИП подойдет только в том случае, если продается продукция собственного выращивания.
- УСН имеет ограничения по доходам, но в большинстве случаев будет оптимальным вариантом как для ИП, так и для ООО.
- ОСНО – самый неудобный режим, требующий уплаты 20% налога на доход и 20% НДС, а также сложной системы бухгалтерской и налоговой отчетности. Оправдан только при работе с юридическими лицами.
Получение разрешительной документации
Как только подписан договор аренды и зарегистрирован бизнес, пока идет ремонт и оснащение, до открытия необходимо оформить разрешительную документацию:
- Пожарного надзора, после проверки соответствия помещения установленным требованиям.
- Заключение Роспотребнадзора.
- Разрешение администрации населенного пункта на вывеску.
Также нужно убедиться в том, что вывоз мусора входит в арендную плату, в противном случае потребуется дополнительное соглашение на утилизацию.
Общие расходы могут составить 200 000 рублей.
Закупка оборудования и ремонт
Для магазина цветов ремонт может быть минимальным и самым простым, так как все пространство будет заставлено цветами. По одной стене будут располагаться растения в горшках, Со стороны улицы и в витрине – готовые букеты. По другой стене – срезанные цветы. По третьей – стойка продавца, на которой будет стоять касса, компьютер и будет работать флорист.
Ремонт и монтаж освещения обойдутся в 70 000 рублей.
Список покупок оборудования для торгового зала:
Название | Кол-во, шт. | Цена за шт., руб. | Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Стеллаж для горшечных растений | 2 | 2 000 | 4 000 |
Стойки для цветов | 4 | 4 500 | 18 000 |
Прилавок | 1 | 4 500 | 4 500 |
Картины, зеркала для украшения стен | 20 000 | ||
Компьютер | 1 | 30 000 | 30 000 |
Контрольно-кассовое оборудование | 1 | 25 000 | 25 000 |
Итого | 101 500 |
Подбор персонала
В магазине будет работать продавцы-флористы с графиком 2/2. В их обязанности входит оформление букетов, отпуск товара, подготовка заказов для доставки курьером. У курьеров такой же график. Чтобы стимулировать заинтересованность в работе, флористы и курьеры будут получать премии при выполнении плана продаж, завязанные на проценты от выручки.
Должность | Кол-во сотрудников | Оклад одного сотрудника, руб. | Суммарная зарплата, руб. |
---|---|---|---|
Продавец-флорист | 2 | 50 000 | 100 000 |
Курьер | 2 | 25 000 | 50 000 |
Итого на 1 месяц фонд ЗП | 150 000 |
Магазин зарегистрирован как ИП, поэтому собственнику платить заработную плату не нужно. Он будет заниматься закупкой товара и координацией работы магазина.
Бухгалтерию будет вести аутсорсинговая компания за 20 000 рублей в месяц.
План продаж
У магазина будут очень загруженные дни, например, 1 сентября, 8 марта, будут и спады, например, летом. Для расчета возьмем усредненный вариант.
Средний чек магазина 1000 рублей. В день происходит 20 продаж в магазине и 5 заказов из интернета. Доход за месяц:
(20 + 5) х 1000 х 30 = 750 000 рублей
При этом торговая наценка на товар 200%. То есть закупка для среднего чека в 1000 рублей будет на 333 рубля. Примерно 50% закупленного товара остается нереализованным.
Финансовый план
Единовременные разовые вложения при открытии цветочного магазина:
Статья расходов | Сумма, руб. |
---|---|
Регистрация на сайте DOKIA | 0 |
Необходимые разрешения | 200 000 |
Ремонт | 70 000 |
Торговое оборудование | 101 500 |
Итого | 371 500 |
Ежемесячные расходы на работу магазина цветов:
Статья расходов | Сумма, руб. |
---|---|
Заработная плата, включая налоги и страховые выплаты | 150 000 |
Аренда | 48 000 |
Аккаунт в соцсетях | 30 000 |
Закупка товара | 200 000 |
Итого | 428 000 |
Таким образом, получаем ежемесячную прибыль магазина цветов до уплаты налогов: 750 000 – 428 000 = 322 000 рублей в месяц при выполнении плана продаж. Из этих денег еще нужно заплатить налоги и премии сотрудникам.
Выполнять план продаж, в зависимости от сезона и эффективности рекламы, можно уже в первые два-три месяца работы. Розничный магазин при выполнении плана продаж окупит себя в первые полгода-год работы.