Кондитерская – это место для встреч, приятного общения. Без кондитерских изделий не обходится практически ни один праздник, как детский, так и взрослый, в любом российском регионе.
Несмотря на обилие предложений, кондитерский бизнес можно считать перспективным, так как после непродолжительного кризиса отрасль показывает стабильный рост. Кроме того, в изготовлении сладостей всегда можно найти незанятую нишу, создать свой круг постоянных покупателей.
При вложении порядка 3 миллионов рублей кондитерский бизнес окупает себя уже в первый год работы.
Инвестиционная привлекательность кондитерской
Кондитерский бизнес в России был устойчивой, стабильно растущей отраслью до 2020 года, когда из-за пандемии коронавируса массово закрывались кафе и теряли платежеспособность покупатели. Одновременно с этим по всей России была внедрена возможность частным мастерам выйти и тени и зарегистрировать бизнес в качестве самозанятого, что серьезно повлияло на конкуренцию.
По данным исследовательской компании ID-Marketing кондитерский рынок в первой половине 2021 года уже показал устойчивый рост на 10,2% в производстве шоколада и сахаристых изделий и 13,2% в производстве тортов, пирожных и мучных изделий с небольшим сроком хранения.
Таким образом, после спада наметился заметный рост. Кроме того, с рынка ушли многие игроки, поэтому для начала бизнеса время благоприятное.
Пандемия показала слабые места кондитерского бизнеса: зависимость от поставщиков, потери на аренде, резкое снижение покупательского спроса в кризис. Эти моменты обязательно следует учитывать при разработке концепции кондитерской.
Описание бизнеса
Кондитерская может работать в формате кафе, магазина, производства, изготавливающего изделия под заказ, поставщика для магазинов, ресторанов, кафе. Могут быть авторские изделия в единственном экземпляре или поточное производство пары десяткой наименований.
Не меньше выбор и самой продукции:
- конфеты;
- зефир и пастила;
- шоколад;
- печенье и пряники;
- торты и пирожные;
- восточные сладости;
- вафли;
- блинчики, пирожки;
- десерты: муссы, кремы и т.д.;
- мороженое;
- сладости, приготовленные для веганов, предпочитающих ЗОЖ, больных диабетом и другие специфические изделия.
Кроме того, можно купить франшизу раскрученного предприятия.
Для устойчивости бизнеса лучше выбрать не одно, а несколько направлений работы. Чтобы гарантированно оставаться на плаву при любом кризисе, обязательно нужно часть работ делать на заказ, желательно с доставкой. Так как аренда большой площади при падении спроса или в локдаун способна полностью уничтожить предприятие, зал кондитерской должен быть небольшим, на 3-4 столика. Кроме сладостей необходимо предлагать напитки: кофе, чай, соки, молоко для детей.
1. Преимущества кондитерской
- Культура и традиции потребления сладкого в России, обеспечивающие стабильный спрос.
- Возможность расширения и роста, смены формата, предложения.
- Широкий выбор продукции, возможность создать уникальное предложение.
2. Недостатки кондитерской
- Зависимость от поставщиков сырья и его качества.
- Небольшой срок хранения товара.
- Зависимость от арендодателя, кадров.
3. Перспективы развития кондитерской
- Увеличение площади кондитерской и количества посадочных мест.
- Расширение ассортимента практически до бесконечности.
- Возможность создания сети, продажи франшизы.
- Выход на оптовый рынок.
4. Риски кондитерской
- Неправильно выбранное место может лишить потока посетителей с улицы.
- Перебои с поставками сырья, чрезмерным подорожанием сахара, какао и других ингредиентов.
- Высокая конкуренция.
Описание рынка сбыта, возможных конкурентов
У сладостей есть один постоянный потребитель, предпочтения которого не зависят от кризисов и других отрицательных факторов – дети. Следовательно, среди производимой продукции должно быть предусмотрена часть «детских» продуктов, которые бы привлекали не только вкусом, но и видом. Кроме того, многие взрослые остаются сладкоежками, причем в критических ситуациях тяга к сладкому только возрастает.
Чем шире предполагаемый рынок сбыта, тем устойчивее бизнес, поэтому кондитерская должна быть расположена в спальном районе, по пути следования к остановкам общественного транспорта. Таким образом будут охвачены мамы с детьми, которые могут зайти в кондитерскую днем, спешащие на работу и с работы люди, посещающие кондитерскую утром или вечером.
Кроме того, обязательно кондитерская должна быть представлена в интернете, чтобы увеличить рынок сбыта и обезопасить бизнес на случай закрытия точек общепита, кроме работы навынос.
Конкурентами являются все продавцы сладкого, в том числе магазины, в которых продаются товары крупных производителей. Однако даже расположенные в непосредственной близости кондитерские, при разном товарном ассортименте, могут и стимулировать продажи.
Кондитерские изделия хороши тем, что у каждых из них появляются свои почитатели. При обеспечении должного качества и вкуса, излишне опасаться конкуренции не стоит.
Продажи и маркетинг
Потребителями кондитерских изделий могут быть дети и взрослые, мужчины и женщины, независимо от уровня достатка и социального статуса. Главное требование для обеспечения продаж – качество и вкус. Так как кондитерские изделия, в большинстве своем – скоропортящиеся продукты, важно обеспечить устойчивый сбыт и постоянный поток клиентов.
Для привлечения детей, возможности покупки кондитерских изделий на праздничные мероприятия, по особым случаям, важно разработать привлекательный внешний вид.
Кондитерская должна быть заметной с улицы, привлекать внешним видом, безупречной чистотой, необычным интерьером.
В интернете можно обойтись без собственного сайта, если только продукция не рассчитана на оптовые поставки в магазины. Для розничной торговли и изготовления на заказ достаточно быть представленными в социальных сетях.
Для привлечения дополнительных средств возможно проведение мастер-классов для детей и взрослых.
Рекламные кампании
Важно обеспечить приток посетителей с первого дня, так как изготавливать кондитерские изделия впрок нерационально. Рекламные кампании должны начаться до того, как начнет работать кондитерская, анонсируя скорое открытие и привлекая посетителей.
- Таргетированная реклама по геолокации привлечет подписчиков еще до открытия. Кондитерскую будут ждать.
- Раскладка листовок с купоном на скидку или сладкий подарок по почтовым ящикам привлечет жителей близлежащих домов.
- Раздача флаеров во время прохождения основного потока прохожих позволит привлечь тех, кто купит сладкое навынос.
На рекламную кампанию, создание и раскрутку страниц в социальных сетях необходимо заложить 40 000 рублей в месяц.
Закупки и логистика
От своевременной доставки свежих и качественных продуктов для изготовления кондитерских изделий во многом зависит успех бизнеса, поэтому к выбору поставщиков и доставке нужно подойти тщательно и серьезно.
Закупками можно заниматься самостоятельно, каждое утро покупая продукты по списку в гипермаркетах или оптовых магазинах и доставляя их к открытию кондитерской. Многие поставщики предлагают доставку, если сумма закупки достаточно большая.
Закупать большое количество ингредиентов впрок не получится, так как им необходимо обеспечить место и условия для хранения, а это потребует дополнительных расходов на оборудование и аренду.
План открытия кондитерской
Открытие любого бизнеса начинается с выбора формы собственности и режима налогообложения и регистрации.
- Самозанятость для подобного бизнеса не подходит, так как самозанятые не могут нанимать работников.
- ИП легко зарегистрировать, по нему немного отчетности и заработанными деньгами удобно пользоваться. Предприниматель может купить патент, облегчающий отчетность и оптимизирующий уплату налогов. Однако предприниматель отвечает в случае неудачи в бизнесе за его долги своим имуществом.
- ООО могут открыть компаньоны, доли участия которых изначально определены в учредительных документах. Для ООО невелика возможность выбора режима налогообложения: для кондитерской подойдет только УСН.
В примере будет зарегистрирован ИП на УСН.
Кроме регистрации потребуется получить документы в контролирующих органах: Роспотребнадзоре, Пожарной инспекции, СанЭпидемстанции. В зависимости от условий аренды и характера помещения, некоторые документы уже могут быть получены арендодателем.
Выбор помещения
Помещение для пищевого производства должно отвечать требованиям СанПиНов и других регламентирующих документов. Важно, чтобы оно было удачно расположено по отношению к потоку людей. Место для парковки желательно, но необязательно, так как основная целевая аудитория – жители близлежащих домов, смогут дойти до кондитерской пешком, а доставка изделий под заказ осуществляется собственными силами.
Площадь помещения должна быть порядка 50-60 квадратных метров. Для размещения прилавка, четырех столиков и вешалок для одежды достаточно 20 квадратных метров. Остальную площадь займет кухня и кладовка. Обязателен туалет для посетителей и персонала.
В торговом зале должно быть комфортно ждать своей очереди для покупки. Покупатели при этом не должны мешать посетителям, которые предпочли выпить напиток и съесть сладкое в помещении кондитерской.
Важно обратить внимание на состояние здания и улицы. Если вокруг грязно и само здание выглядит непривлекательно, поток посетителей заметно снизится. Также нужно обратить внимание на соседей. Питейные заведения, магазины «для взрослых» и т.п. – не лучшие соседи для кондитерской, существенная часть посетителей которой – дети.
Для привлечения покупателей потребуется яркая вывеска, согласовать которую необходимо с Администрацией, на что потребуются дополнительные расходы.
Арендная плата будет существенно отличаться в зависимости от конкретного населенного пункта и локации. В бизнес-план заложим аренду 100 000 рублей.
Закупка оборудования и ремонт
Важно, чтобы кондитерская привлекала как можно больше посетителей. Для этого можно сделать необычный дизайн, а также обеспечить уверенность в качестве производимых изделий.
Так как большая часть посетителей – дети, оформим интерьер в сказочном стиле, например, «Винни-Пуха», так как главный герой очень любил сладкое. Кроме того, разработаем специальную униформу для сотрудников и отделим кухню от зала прозрачной перегородкой. Так посетители смогут убедиться в чистоте производства, кроме того, наблюдать за изготовлением кондитерских изделий интересно как взрослым, так и детям.
Расходы на закупку оборудования и ремонт:
Статья расходов | Стоимость. руб. |
---|---|
Ремонт помещения | 600 000 |
Комплект оборудования для кухни и кладовки | 1 500 000 |
Торговое оборудование: стойка, касса | 100 000 |
Оборудование для приготовления кофе и чая | 250 000 |
Оборудование для зала, включая телевизор | 100 000 |
Итого | 2 550 000 |
Подбор персонала
Работать кофейня будет без выходных, поэтому нужно два состава персонала на график 2/2. Бухгалтерию можно отдать на аутсорсинг компании. Доставка заказов будет осуществляться курьером, работающим неполный день.
Расходы на заработную плату и оплату услуг:
Должность | Кол-во человек | Зарплата в месяц, руб. | Сумма в месяц, руб. |
---|---|---|---|
Продавец-кассир | 2 | 40 000 | 80 000 |
Бариста | 2 | 50 000 | 100 000 |
Пекарь-кондитер | 4 | 55 000 | 220 000 |
Работник кухни-уборщик | 2 | 30 000 | 60 000 |
Бухгалтер (аутсорс) | — | 30 000 | 30 000 |
Курьер | 1 | 15 000 | 15 000 |
Итого | 505 000 |
Собственник будет решать организационные и административные вопросы. Так как он – ИП, заработную плату себе он может не платить.
Нормы производства
Средний чек кондитерской:
- Для посетителей, выпивающих напиток и съедающих сладость в зале – 450 рублей. Таких посетителей в день бывает минимум 40 человек.
- Для заказчиков из интернета минимальный чек 1000 рублей. Таких заказчиков в день бывает трое.
- Итого доход магазина в месяц: (450 х 40 + 300 х 80 + 1000 х 3) х 30 = 1 350 000 рублей в месяц.
Финансовый план
Единовременные разовые вложения для открытия кондитерской:
Статья расходов | Сумма, руб. |
---|---|
Регистрация, необходимые разрешения | 100 000 |
Закупка оборудования и ремонт | 2 550 000 |
Вывеска и согласование | 100 000 |
Итого | 2 750 000 |
Ежемесячные расходы на работу кондитерской:
Статья расходов | Сумма, руб. |
---|---|
Заработная плата, включая налоги и страховые выплаты | 505 000 |
Аренда | 100 000 |
Продукты, одноразовая посуда, упаковка | 200 000 |
Реклама, соцсети | 40 000 |
Итого | 845 000 |
Ежемесячная прибыль от работы кондитерской до уплаты налогов составит: 1 350 000 – 845 000 = 505 000 рублей в месяц при выполнении плана продаж. Из этих денег оплачиваются налоги, а также непредвиденные расходы, получает доход предприниматель.
Таким образом удачно размещенная кондитерская гарантировано окупит себя уже в первый год работы.