Чтобы открыть компанию, необязательно ходить в налоговую и платить пошлину. Все документы можно отправить в режиме онлайн прямо из офиса. Понадобится только электронная цифровая подпись. 

В материале расскажу, как зарегистрировать ООО без очередей и нервов.

Содержание

    Подготовка перед регистрацией

    Перед непосредственной регистрацией общества нужно придумать наименование, внести уставной капитал, подобрать коды ОКВЭД, определиться с режимом налогообложения и решить другие организационные вопросы.

    Придумать оригинальное название фирмы. Оно бывает полным и сокращенным. Название должно быть на русском языке с указанием формы собственности юрлица, например, публичное акционерное общество (ПАО), гаражный кооператив (ГК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Запрещено использовать запатентованные названия, наименования государств и различных ведомств.

    Выбрать юридический адрес. Это адрес, где расположен орган управления. Например, организация имеет офис в центре города, а склад с товаром на окраине. Юридическим адресом будет офис, где находится руководитель.

    На юрадрес будет приходить вся корреспонденция: уведомления контролирующих органов, судебные извещения, претензии, письма. Кроме того, на этот адрес приедут инспекторы для проведения выездной налоговой проверки. Если компания зарегистрирована по одному адресу, но фактически работает в другом месте, в ЕГРЮЛ могут внести отметку о недостоверности сведений (Ст. 11 закона № 129-ФЗ). Из-за этого могут возникнуть сложности с партнерами по бизнесу.

    Юрадресом может быть как нежилое помещение в собственности или аренде, так жилая квартира гендиректора. Для подтверждения достоверности адреса налоговики могут запросить дополнительные документы, например, выписку из ЕГРН или письменное согласие владельца недвижимости, у которого фирма планирует арендовать офис. 

    Подобрать ОКВЭД. Коды ОКВЭД – это числовое обозначение деятельности. Они выбираются при регистрации бизнеса и заносятся в реестр. Например, 03.11 «Морское рыболовство» или 33.12 «Ремонт машин и оборудования». Коды можно подобрать самостоятельно через специальный справочник ОКВЭД или обратиться к юристу.

    Важно

    Если компания зарегистрирована под одним кодом, но фактически работает под другим, ее могут оштрафовать на 5 тысяч рублей (Ст. 14.25 КоАП РФ). Кроме того, налоговая может устроить внеплановую проверку, а банк – заблокировать расчетный счет.

    Определиться с системой (режимом) налогообложения. Кроме общей системы (ОСНО), владельцы бизнеса могут выбрать следующие спецрежимы:

    • упрощенную систему – УСН;
    • единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН.

    Если не выбрать спецрежим, бизнес по умолчанию переведут на ОСНО. Это значит, что придется платить несколько налогов (НДФЛ, НДС, налог на имущество) и вести сложный бухгалтерский учет. 

    Разработать устав. Каждая организация должна иметь собственный устав со сводом правил. Он позволяет без суда решить возможные споры, возникающие в процессе ведения бизнеса. Например, в нем указывают, могут ли акционеры выходить из общества или передавать свою долю третьим лицам.

    Документы для регистрации общества

    Для постановки на учет, нужны такие документы (Ст. 12 закона № 129-ФЗ):

    • заявление (форма № Р11001);
    • протокол общего собрания акционеров или решение одного участника;
    • устав общества в двух экземплярах;
    • квитанция об оплате госпошлины 4 тысячи рублей;
    • дополнительные сведения по запросу налоговой, например письменное согласие владельца помещения, выписка ЕГРН или справка об отсутствии судимости. 

    Обращаться нужно в налоговую по месту нахождения компании. Например, если учредитель зарегистрирован и живет в Брянске, а магазин планирует открыть в Москве, обращаться нужно в московское отделение ФНС. 

    Документы можно подать как в бумажном, так в электронном виде. При электронной подаче платить пошлину не требуется.

    Порядок регистрации бизнеса

    Создать компанию можно при наличии подтвержденного аккаунта на госуслугах. О том, как его получить можно почитать в отдельной инструкции на портале.

    Подойдет услуга под названием «Государственная регистрация юридического лица при его создании».

    Всего есть 4 варианта подачи документов:

    1. Подача электронного заявления. Само заявление подается электронно, а остальные документы нужно отнести лично в ФНС. На портале можно выбрать удобную дату и время визита. 

    Цифровая подпись при таком варианте не нужна, но придется оплатить пошлину.

    2. Подача электронных документов. Учредителю нужно скачать специальную программу с сайта ФНС, после чего загрузить все документы, подписать их электронной подписью и отправить в налоговую. Эта программа называется «Подготовка документов для государственной регистрации».

    Лично никуда ходить не потребуется. Платить пошлину тоже.

    3. Личное посещение ведомства. Пользователь выбирает подходящее отделение налоговой и записывается на прием. Документы подаются в бумажном виде. При таком варианте предусмотрена госпошлина. Заявление составляется в соответствии с требованиями ФНС.

    4. Почтовое отправление. Пользователь сможет скачать заполненное заявление, чтобы отправить его почтой.

    Расскажу про первый вариант подачи.

    В разделе «Юридические лица» приступаем к заполнению нового заявления. 

    Заявление можно направить электронно или почтовым отправлением. При электронной подаче платить пошлину не нужно, но понадобится цифровая подпись. Во втором случае, наоборот, подпись не нужна, но придется заплатить пошлину. Документы почтой отправляются заказным письмом с уведомлением о вручении.

    На заметку

    Нужно смотреть, что выгоднее. Например, стоимость оформления электронной подписи примерно 2-4 тысячи рублей. Поэтому для одного учредителя выгоднее оформить подпись вместо оплаты 4 тысяч госпошлины. К тому же подпись может пригодиться для других операций. Например, чтобы удаленно подписать контракт с поставщиками или участвовать в тендерах.

    В заявлении указывается наименование фирмы, юрадрес, данные учредителей, тип устава (типовой или индивидуальный), электронная почта. Здесь же можно перейти на упрощенную систему налогообложения.

    Далее заполняем ФИО, паспортные данные, ИНН и контактную информацию всех учредителей компании.

    Для выбора кодов ОКВЭД достаточно ввести название деятельности, например, «ремонт автомобилей» и сервис сам предложит подходящие варианты. Из них выбираем один основной. Он соответствует приоритетному направлению бизнеса.

    Еще при регистрации необходимо указать размер уставного капитала, а также долю каждого участника в процентах.

    После прохождения проверки система предложит оплатить госпошлину или подписать заявление электронной подписью. Это зависит от способа подачи.

    Чтобы проверить правильность данных, заявление стоит скачать в формате PDF перед отправкой. При обнаружении ошибки можно вернуться назад к редактированию.

    Рассмотрение документов занимает 3 дня (Ст. 13 закона № 129-ФЗ). Если регистрация компании прошла успешно, учредитель получит на email-адрес такие документы: 

    • выписка из ЕГРЮЛ; 
    • свидетельство о присвоении ИНН; 
    • один экземпляр устава с отметкой налогового инспектора.

    Кстати

    Проверить регистрацию юрлица можно через запрос в реестр ЕГРЮЛ по ИНН или названию компании. Новые сведения в реестр вносятся в день регистрации.

    Из-за чего учредителям отказывают в регистрации

    Вот некоторые причины отказов в регистрации ООО (Ст. 23 закона № 129-ФЗ):

    • ошибки или опечатки в заявке;
    • по выбранному юрадресу зарегистрировано множество других компаний;
    • неполный пакет документов;
    • учредитель является государственным или муниципальным служащим;
    • не оплачена госпошлина.

    В случае отказа налоговая пришлет соответствующее решение. В нем будет указана конкретная причина. После постановки на учет можно начинать работать: нанимать сотрудников, заключать контракты с поставщиками, оформлять лицензии.

    Комментировать