Содержание

    В 2021 году вступили в силу некоторые нововведения, касающиеся налоговых проверок:

    • С 30 июня срок проверки не будет превышать 10 дней. Исключением являются компании, имеющие филиалы, для них срок не будет превышать 60 дней.
    • Некоторые проверки будут заменять новой формой контроля – инспекционным визитом. О замене формы уведомят не менее чем за 10 дней.
    • В течение всего 2022 года проверки могли проводиться дистанционно, с использованием современных способов связи.
    • С 1 января Постановлением Правительства введен мораторий на налоговые проверки малого бизнеса. Исключением станут ИП и компании, бизнес которых был приостановлен из-за выявленных ранее нарушений.

    Полный перечень особенностей проведения плановых проверок опубликован в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2020 года №1969.

    Виды налоговых проверок и их отличия

    В Налоговом кодексе выделены следующие формы налоговых проверок: камеральная и выездная.

    • Камеральная налоговая проверка – это контроль выполнения требований закона о налогах и сборах при заполнении налоговых деклараций и других отчетов, которые предприниматели и компании сдают в ИФНС ежемесячно, ежеквартально или ежегодно, а также документов, которые есть в Федеральной налоговой службе.
    • Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения предпринимателя или компании. Если предоставить помещение для контроля не представляется возможным, провести ее могут в отделении ИФНС.

    Однако на практике достаточно часто ФНС запрашивает документы для проведения встречной налоговой проверки контрагента по ИНН. Как правило, проверяются сделки с одним контрагентом за определенный период: год, квартал. Для контроля требуется предоставить полный пакет документов, подтверждающих работу с контрагентом: договоры, платежные поручения, товарные и транспортные накладные, счета-фактуры. В некоторых случаях, для подтверждения реально проведенных сделок купли-продажи, ФНС также требует предоставить аналогичный пакет документов с поставщиком проданного товара. Копии документов направляются Почтой России с описью вложения или электронно. Личного присутствия налогоплательщика не требуется.

    Обратите внимание

    Налоговые проверки проводят с целью выявления нарушений налогового законодательства. Дистанционные называются камеральными. На территории налогоплательщика проводят выездные проверки. В ходе проверок у контрагентов могут запрашивать встречные документы. Законом установлены правила и сроки проведения налоговой проверки. Акты и решения налоговых органов можно обжаловать в установленном порядке.

    Основания для проведения налоговой проверки

    Налоговые проверки бывают плановыми и внеплановыми. Причины для проведения плановых не выделены особо в НК РФ, но их нетрудно увидеть при чтении статей, например:

    • Ликвидация или реорганизация юридического лица;
    • Сдача налоговой декларации и других видов налоговой отчетности.

    План налоговых проверок, касающихся деятельности, находящейся под особым контролем ФНС, публикуют на официальном сайте. Кроме того, регулярно проверяют компании и предпринимателей, деятельность которых лицензируется, связана с высокой степенью риска и т.п.

    Даже если известно, что конкретным видом деятельности или ситуацией часто интересуются налоговые органы, не обязательно проверка состоится. Однако если бизнес попадет в категорию риска, стоит всегда содержать документацию в порядке, так налоговая проверка юридического лица или ИП может быть проведена в любой момент.

    Внеплановые проверки бывают выездными или дистанционными. Дистанционная, как правило – встречная налоговая проверка. Ее проведение чаще всего означает, что камеральная или выездная налоговая проверка документов проводится у контрагента. Важно в установленные сроки предоставить все запрашиваемые ФНС документы. Непредоставление документов или нестыковки в них могут стать причиной внепланового контроля.

    Причиной организации внеплановой проверки может стать неприятная ситуация, связанная с ведением бизнеса:

    • Жалобы клиентов или контрагентов. Умело составленное обращение в полицию или прокуратуру может стать причиной не только проверки, но и возбуждения дела.
    • Чрезвычайное происшествие, произошедшее в офисе или на складе, а также с участием продукции или товара компании или предпринимателя. Например, если было продано некачественное оборудование, из-за которого на производстве пострадал или погиб человек, всевозможные проверки, в том числе и налоговые, ждут поставщика и изготовителя.

    Кроме того, ФНС выстроена целая концепция, согласно которой компания или предприниматель попадают в поле зрения налоговой и могут быть проверены.

    Критерии риска проведения выездной налоговой проверки

    Концепция системы планирования выездных налоговых проверок опубликована на сайте ФНС в открытом доступе. Ознакомившись с ней, каждый налогоплательщик может оценивать риски попадания в график.

    Критерии, по которым ФНС принимает решение о проведении налоговой проверки:

    1. Суммы налогов, которые уплачивает компания или ИП в бюджет ниже, чем у аналогичных налогоплательщиков со сходными видами деятельности, оборотом и доходами.
    2. Два года и более бизнес ведется в убыток.
    3. Зарплата сотрудников ниже среднестатистической по отрасли.
    4. Приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы.
    5. Сумма расходов ИП более 83% от его доходов.
    6. Для торговых компаний, работающих на ОСНО: превышение скорости роста расходов скорости роста доходов.
    7. Вычеты по НДС за год более 89% от начисленного налога.
    8. Отсутствие ответов на запросы налоговой о показателях деятельности по результатам запросов во время проведения камеральных проверок.
    9. Активная деятельность, не приносящая прибыли.
    10. Изменение юридического адреса более двух раз.
    11. По данным бухучета более чем на 10% отклонение от среднестатистических по отрасли показателей рентабельности.
    12. Высокие риски и работа с недобросовестными контрагентами.

    Если бизнес компании или предпринимателя хотя бы время от времени соответствует пусть одному из приведенных критериев, велик шанс, что в дверь однажды постучится налоговый инспектор.

    Как проводят камеральную налоговую проверку

    В статье 88 НК РФ регламентированы все положения, касающиеся проведения камеральных налоговых проверок.

    Для начала камеральной проверки не требуется каких-то постановлений, уведомлений или разрешения налогоплательщика. Достаточно того, что в ИФНС поступила декларация, налоговая отчетность или другой документ от компании или предпринимателя. Сам налогоплательщик может даже не догадываться, что проводится камеральная налоговая проверка предприятия до тех пор, пока не получит требование пояснить нарушение или нестыковку. Результаты проверок налоговых органов, если нет замечаний к налогоплательщику, ему не сообщают.

    После того, как декларация была направлена в ФНС, срок, в течение которого может проводиться камералка, зависит от вида отчетности. Декларацию по НДС проверяют 2 месяца, о доходах – 3 месяца, на проверку декларации по НДС иностранной компании отведено полгода.

    Если в ходе камеральной налоговой проверки выявляют нестыковки, ошибки или противоречивые сведения, содержащиеся в документах, компании или предпринимателю направляют требование предоставить в течение 5 дней разъяснения или внести необходимые исправления. Вопросы налоговой при проверке могут вызвать не только нестыкующиеся цифры, но и заявленные убытки, а также уточненная декларация с уменьшенной, относительно предыдущей, суммой налога.

    Если выявляются нестыковки в декларации по НДС, инспекция вправе запросить счета-фактуры и иные документы, относящиеся к операциям, вызвавшим вопросы. При проверке декларации о доходах, прибыли компании или ИП, инспектор может затребовать документы, относящиеся к финансовой деятельности. Также могут запросить дополнительные документы при проведении налоговой проверки в случае, если:

    • в декларации заявлены льготы;
    • начислен НДС к возмещению;
    • отчетность касается использования природных ресурсов;
    • декларация представлена участником инвестиционного товарищества.

    Обратите внимание

    Если отчетность сдается в электронной форме, то и пояснения необходимо предъявлять через оператора ЭДО. Отправленные в бумажном виде пояснения считаются непредъявленными. Если по результатам требований ФНС в отчетность внесены исправления, то подается уточненная декларация.

    Если до окончания камералки подается уточненная декларация, процедура прекращается и начинается новая, по уточненным данным. При этом прерываются и все действия, начатые по предыдущей декларации, однако полученные ранее сведения могут использоваться в новой проверке.

    При проведении проверок налоговые органы могут произвести следующие действия и мероприятия:

    • Потребовать документы в соответствии со ст. 93 НК РФ.
    • Запросить документы и сведения у контрагентов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
    • Допросить свидетелей в соответствии со ст. 90 НК РФ.
    • Инициировать проведение экспертизы в соответствии со ст. 95 НК РФ.
    • Привлечь переводчика, эксперта по ст.95 и 97 НК РФ.
    • С согласия налогоплательщика провести осмотр документов или предметов по ст. 91 и 92 НК РФ.

    Если проведение камеральной налоговой проверки никаких нарушений не выявило, или предоставленные объяснения удовлетворили инспектора, никаких сведений и уведомлений налогоплательщику не направляют. В случае, если инспектор ФНС выявляет нарушение законодательства, которое подтверждается после запроса пояснений у налогоплательщика, в течение 10 дней обязаны составить акт налоговой проверки. После составления не позже 5 дней его вручают налогоплательщику. Компании или ИП предоставляется 1 месяц чтобы заявить о возражениях по акту.

    • Возражения направляются в ИФНС, составившую акт, в письменном виде лично или через законного представителя. Форма может быть как бумажной, так и электронной.
    • На рассмотрении, которое будет проводить руководство налогового органа, результаты налоговой проверки можно дополнить устными доводами.
    • Возражения налоговой проверке должны быть мотивированными и опираться на факты и документы, опровергающие претензии ФНС.
    • К возражениям можно прикрепить подтверждающие документы.
    • Возражения могут относиться ко всему акту в целом или к его отдельным пунктам.

    По истечению месяца в течение 10 рабочих дней руководитель ИФНС рассматривает материалы налоговых проверок и возражения, после чего выносит решение по результатам налоговой проверки о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушение. О времени и месте рассмотрения материалов обязательно уведомляют налогоплательщика. В случае необходимости срок рассмотрения дела может быть продлен до месяца для проведения дополнительных мероприятий.

    Обратите внимание

    Причиной проведения камеральной проверки не может послужить специальная налоговая декларация, которую заполняют для того, чтобы произвести амнистию капитала. Также не проводятся камеральные проверки по итогам периода, в течение которого ФНС проводила мониторинг.

    Как проводят выездную налоговую проверку

    В статье 89 НК РФ описаны правила проведения и суть выездной налоговой проверки.

    Для инициации требуется решение о выездной налоговой проверке руководителя ИФНС или его заместителя по месту нахождения юрлица или проживания ИП. Проверка называется выездной, так как проводится на территории налогоплательщика. В тех случаях, когда организация выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика невозможна, она может быть перенесена в налоговый орган.

    Выездную проверку проводят по правильности начисления или своевременности уплаты одного или нескольких налогов. При этом может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году решения о проведении проверки.

    ФНС ведет учет налоговых проверок и не назначает мероприятия для контроля одного и того же периода. Однако в двух случаях может быть назначена повторная налоговая проверка:

    • Для контроля налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим.
    • После предоставления налогоплательщиком уточненной декларации по проверенному периоду с уменьшенной суммой налога. В этом случае проверяют правильность начисления налога.

    Обратите внимание

    За выявленные в ходе второй выездной налоговой проверки правонарушения, не обнаруженные в первый раз, налогоплательщика призывают к ответственности только в случае выяснения факта сговора между налогоплательщиком и инспектором.

    Сроки проведения выездной проверки зависят от статуса налогоплательщика. Стандартно дается 2 месяца. Период выездной налоговой проверки сокращен вдвое для филиалов и обособленных подразделений компаний. Крупнейших налогоплательщиков могут проверять до полугода.

    Срок может быть приостановлен, но не более чем на 6 месяцев, если ход налоговой проверки требует перевода документов, получения сведений от иностранных государственных органов в рамках международных соглашений, проведения экспертизы. На период приостановления срока прекращаются все действия ФНС в рамках контроля налогоплательщика. День составления инспектором справки о проведении выездной проверки становится официальным днем окончания периода налоговой проверки.

    При проведении налогового мониторинга не может назначаться выездная проверка, за исключением случаев, когда необходимо проконтролировать работу инспекторов ФНС, если налогоплательщика не удовлетворяет мотивированное мнение контролера, а также при досрочном прекращении мониторинга, предоставлении компанией или ИП уточненной налоговой декларации за время проведения мониторинга.

    При проведении выездной налоговой проверки ФНС может производить следующие действия и мероприятия:

    •  Для контроля достоверности сведений, представленных в документах, проводят инвентаризацию в соответствии с п.13 ст.89 НК РФ.
    • Вызов и допрос свидетеля для выяснения обстоятельств или подробностей о предмете налоговой проверки в соответствии со ст. 90 НК РФ.
    • Осмотр помещений и территорий налогоплательщика для выяснения необходимых деталей в соответствии со ст. 91 и 92 НК РФ.
    • Требовать любые документы, необходимые для проведения мероприятия в соответствии со ст. 93 НК РФ.
    • Заказывать проведение экспертизы, получать и использовать заключения экспертов по вопросам, касающимся предмета контроля в соответствии со ст. 95 НК РФ.
    • Проводить выемку документов и других доказательств нарушений в соответствии со ст.94 НК РФ.
    • Привлекать на договорной основе переводчика в соответствии со ст. 97 НК РФ.

    В течение двух месяцев со дня составления справки по ее результатам должностные лица разрабатывают акт выездной налоговой проверки по установленной форме. Он должен быть вручен налогоплательщику. В случае, если он уклоняется от получения акта, об этом делают отметку в приложении и направляют оба документа Почтой России заказным письмом. Датой получения считается шестой день после отправки.

    Если итоги налоговой проверки вызывают несогласие руководства компании или предпринимателя, в налоговый орган направляют возражения в порядке, аналогичном камералке. На вопросы по налоговой проверке дается месяц.

    Что проверяют при налоговой проверке

    Так как камеральные проводятся без уведомления налогоплательщика, большую панику вызывает угроза выездной налоговой проверки, хотя по значимости они равны. Интерес ФНС к предприятию несложно предотвратить – достаточно аккуратно вести бухгалтерский учет, своевременно сдавать отчетность и следить, чтобы бизнес не подпадал под критерии риска.

    Однако, если представитель ФНС все-таки появился в офисе, важно знать свои права и обязанности. Если документация ведется в соответствии с требованиями законодательства опытным бухгалтером или аутсорсинговой компанией, никаких негативных последствий проверка ООО налоговой инспекцией за собой не повлечет.

    Что будет интересовать инспектора:

    • Ведет ли компания или ИП бухучет в соответствии с требованиями законодательства.
    • Находятся ли в бухгалтерии документы, установленные законом.
    • Соответствует ли сданная налоговая отчетность реальному положению дел.

     Документы, которые обычно запрашивают представители ФНС:

    • Журнал расходов и доходов.
    • Платежные документы, подтверждающие расходы и уплату налогов и сборов.
    • Книги продаж и покупок.
    • Счета-фактуры и товарно-транспортные накладные, подтверждающие реальность совершенных сделок.

    Каждый налогоплательщик должен знать, что порядок налоговой проверки жестко установлен инструкциями и законом. Налогоплательщик имеет право присутствовать при налоговой проверке, проводимой на его территории. Существует перечень действий, которые инспекторы ФНС не имеют право предпринимать при проведении выездных мероприятий. При нарушении правил руководитель компании или предприниматель может пожаловаться на неправомерные действия в вышестоящие органы или в прокуратуру.

    Представители налоговых органов не имеют права на выездной налоговой проверке:

    • Требовать документы и сведения, не установленные законом.
    • Без участия понятых проводить осмотр территории или помещений, проводить выемку документов.
    • Требовать предоставления нотариально заверенных копий документов.
    • Повторно запрашивать ранее предоставленные в налоговую документы.
    • Проводить выемку документации ночью.
    • Привлекать к экспертизе некомпетентных экспертов или задавать вопросы, выходящие за рамки их компетентности.
    • Привлекать в понятые сотрудников ФНС.
    • Наносить вред налогоплательщику и его имуществу.

    Любые заключения инспектора ФНС можно оспорить. После налоговой проверки и вынесения решения о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения у налогоплательщика есть время на обжалование. Размеры выявленных недоимок и пеней, назначенного штрафа, а также срок обжалования указывают в вынесенном решении. Само решение по налоговой проверке вступает в силу через месяц после вручения его представителю компании или предпринимателю. Если налогоплательщик добровольно не исполняет решение ФНС, налоговая вправе обратиться в суд.

    Периоды налоговых проверок

    Четких периодов, установленных на проведение налоговых проверок не существует. И камеральные и выездные проверки налоговых органов могут проводиться в каждом налоговом периоде, если для этого существуют причины, например, подозрения в нарушениях законодательства или в уклонении от уплаты налогов.

    В течение первых трех лет после организации юридического лица, плановые налоговые проверки не проводят, однако могут запрашивать документы в ходе встречных проверок.

    Законом установлены сроки налоговой проверки, в которые должны укладываться проверяющие, а также сроки давности для возможной проверки документов и время хранения бухгалтерской и налоговой отчетности.

    Сроки, установленные для проведения камеральной проверки с момента поступления в налоговую:

    • 2 месяца – для декларации по НДС;
    • 3 месяца – для декларации о доходах;
    • 6 месяцев – для декларации по налогу на добавленную стоимость, предоставленной иностранной компанией, состоящей на учете в ФНС.

    На проведение выездной налоговой проверки отводится:

    • 2 месяца на ИП и компании, имеющие обособленные подразделения.
    • 1 месяц на филиал или представительство.
    • 4-6 месяцев на крупнейшего налогоплательщика.

    Срок выездной налоговой проверки любого налогоплательщика может быть продлен до 4-6 месяцев, если была получена информация о нарушении налогового законодательства, в случае ЧП на территории, где проводилась проверка, если у предприятия имеется несколько обособленных подразделений, когда не были вовремя предоставлены запрошенные ФНС документы.

    Все документы, используемые в бухгалтерском и налоговом учете, результаты аудиторских проверок налоговой отчетности, необходимо хранить не менее 5 лет.

    Комментировать