Личный автомобиль давно перестал быть предметом роскоши. Все больше российских семей становятся хозяевами не одного, а двух и более транспортных средств. При этом число автовладельцев, способных самостоятельно устранить даже небольшую неисправность, стремительно снижается. Да и машины стали гораздо сложнее, чем 20-30 лет назад, когда свою «ласточку» мог починить практически любой водитель.
«Свой» автосервис стал такой же необходимостью для большинства людей, как и «свой» стоматолог или парикмахер. Бизнес, построенный на обслуживании автомобилей, при правильной организации, станет прибыльным и востребованным предприятием.
При вложениях порядка 3 миллионов рублей автосервис себя окупит уже в первый год работы.
Инвестиционная привлекательность автосервиса
По данным «Автостата» в России на начало 2021 года зарегистрировано 60 миллионов автомобилей, автосервисов – 76 тысяч. То есть на каждый автосервис приходится почти восемьсот автомобилей. Можно с уверенностью говорить о том, что рынок далек от насыщения.
Конечно, не во всех регионах ситуация одинакова. Автомобили и автосервисы не распределяются по территории страны равномерно, однако хорошие мастера ценятся повсеместно.
Чтобы правильно определить специализацию бизнеса, который будет востребован в конкретном месте, необходимо провести предварительный анализ конкурентов и возможных клиентов, оценить наличие квалифицированных кадров, от которых во многом будет зависеть успех.
Описание бизнеса
В зависимости от стартового капитала, условий для привлечения клиентов и других факторов, бизнес можно развивать постепенно или ориентироваться на открытие серьезного предприятия.
Услуги автовладельцам оказывают:
- Мастера, готовые выявить и устранить определенные виды неисправностей. Как правило, они работают в небольших мастерских, переоборудованных из гаражных боксов на территории гаражных кооперативов или автотранспортных предприятий.
- Небольшие СТО широкого профиля или узкой специализации, оказывающие услуги независимо от марки машины и других условий, ограниченные имеющимся оборудованием.
- Крупные или сетевые сервисы, оказывающие любые услуги автовладельцам на территории нескольких регионов.
- Авторизованные автосервисы, обслуживающие транспорт одной марки или холдинга. Как правило, принадлежат дилерам или заключают с ними партнерские соглашения.
Начать с одиночного мастера может только человек, профессионально разбирающийся в ремонте автомобилей. Взять на работу такого умельца, как правило, невозможно – у него есть свои постоянные клиенты и он не заинтересован в появлении работодателя.
Оптимальный вариант начала бизнеса в случае, если владелец хочет заниматься организационными вопросами, а не ремонтом – небольшая станция техобслуживания.
1. Преимущества автосервиса
- Возможность выбрать специализацию.
- Много потенциальных клиентов.
- Круглогодичный спрос на услуги.
- Перспективы роста.
2. Недостатки автосервиса
- Жесткая конкуренция.
- Значительные первоначальные вложения.
- Зависимость от профессионализма сотрудников.
3. Перспективы развития автосервиса
- Расширение бизнеса за счет открытия новых точек в своем или соседних населенных пунктах, организация сети.
- Увеличение размеров автосервиса, спектра оказываемых услуг.
- Открытие магазина запчастей и средств ухода за автомобилем.
4. Риски автосервиса
- Арендодатель может попросить освободить место. Переезд потребует немалых затрат, а в новое помещение многим постоянным клиентам может быть неудобно добираться.
- Непредвиденные увеличения цены аренды и необходимость оплачивать помещение при спаде спроса.
- Снижение покупательской способности клиентов из-за кризисов.
- Зависимость от поставщиков запчастей, которые в основном ввозят из-за границы.
Описание рынка, возможные конкуренты
Рынок зависит от местонахождения будущего автосервиса.
- В элитном районе может оказаться востребованным только минимальный сервис, такой как шиномонтаж, так как обслуживаться автомобили будут в авторизованных сервисных центрах.
- В спальных районах даже при значительной конкуренции автосервис может быстро набрать клиентов из-за большого числа автомобилистов, которым важно быстро и недорого отремонтировать автомобиль недалеко от дома.
- В сельской местности может оказаться более востребованным автосервис, ориентированный на обслуживание небольших грузовых автомобилей, например, Газелей.
Прямыми конкурентами могут стать только автосервисы сходного направления и ценового сегмента или крупные, оказывающие широкий спектр услуг по невысоким ценам.
Чтобы понять, есть ли перспективы у автосервиса, стоит почитать в интернете, особенно в соцсетях, отзывы об уже имеющихся. Большие очереди и время ожидания при ремонте, недовольство качеством услуг – признак того, что новый автосервис будет востребован и найдет своих клиентов.
Продажи и маркетинг
Чтобы автосервис как можно скорее начал приносить доход, необходимо обеспечить поток клиентов сразу, как только он откроется. Для этого необходимо оповестить об открытии заранее, провести рекламную кампанию:
- Рассказать об автосервисе в соцсетях, настроив таргетированную рекламу по геолокации.
- Разложить листовки по почтовым ящикам близлежащих домов.
- Заказать рекламу в местных СМИ или на посещаемых сайтах.
Преимуществом, привлекающим клиентов, может стать работа 24/7, расширенная гарантия, скидки на второе и дальнейшие посещения и т.д. Чтобы клиенты были в курсе услуг, а также для оценки качества работы, у автосервиса будет свой аккаунт в соцсетях. На его обслуживание и раскрутку потребуется 30 000 рублей в месяц.
Автосервис должен быть удобно расположен по отношению к основным автодорогам, близлежащим домам. Самой выгодной локацией с точки зрения маркетинга может стать начало промзоны на краю крупного жилого массива с отдельным подъездом от проходящей мимо автодороги с оживленным движением.
План открытия автосервиса
При открытии автосервиса два процесса должны идти параллельно: подготовка к регистрации и поиск помещения. В учредительных документах необходимо указать местонахождения, а для этого с ним нужно определиться и договориться с арендодателем. Не все владельцы недвижимости разрешают регистрировать на их площадях бизнес, поэтому этот момент необходимо оговорить сразу.
Регистрация
Ремонтировать автомобили может самозанятый гражданин, предприниматель или компания.
- Физическое лицо, оформившее самозанятость, имеет право оказывать услуги населению. В этом случае налоги платятся по минимальной ставке, нет необходимости регистрировать контрольно-кассовую технику, вести бухгалтерский и налоговый учет. Однако самозанятый не может нанимать работников, прибыль в год не должна превышать 2,4 миллиона рублей.
- Индивидуальный предприниматель получает возможность купить патент, что также минимизирует отчетность и налоги. Кроме того, ему доступны все режимы налогообложения, он может нанимать работников. Однако за бизнес он отвечает собственными деньгами.
- Компания может быть основана сразу несколькими собственниками. Обычно для ремонта автомобилей выбирается упрощенная система налогообложения.
Выбор помещения
При выборе помещения нужно руководствоваться не только соображениями будущей доходности и удобства для клиентов, но и требованиями предстоящих работ и надзорных органов:
- Помещение должно относиться к категории нежилых.
- Помещение не может находиться в общественном здании.
- Необходимо подключение инженерных сетей: канализации, водоснабжения, принудительной вентиляции.
- От жилых домов расстояние должно быть не менее 15 метров, от общественных объектов – не менее 50 метров.
- Понадобится смотровая яма.
- Должны выполняться требования по освещенности.
Площадь помещения рассчитывают исходя их видов оказываемых услуг, для которых необходимо разместить специальное оборудование, числа одновременно обслуживаемых автомобилей и количества работников.
Необходимо предусмотреть помещения, где смогут переодеться и помыться работники после смены.
Аренда помещения для рассматриваемого бизнес-плана будет стоить 100 000 рублей в месяц. Это – бывший производственный цех, с достаточной высотой потолков, освещением и готовыми помещениями для сотрудников и руководства.
Получение разрешительной документации
После того, как выбрано помещение, подписан договор аренды и зарегистрирован бизнес, пока идет ремонт и оснащение, требуется получить разрешения от контролирующих органов:
- Пожарного надзора, после проверки соответствия помещения установленным требованиям.
- Санэпидемстанции на введение помещений в эксплуатацию.
- Администрации населенного пункта на установку вывески.
Общие расходы могут составить 200 000 рублей.
Закупка оборудования и ремонт
Как только заключен договор аренды, важно как можно скорее открыть автосервис. До этого момента он ежедневно приносит убытки в виде арендной платы. Подобрать оборудование и найти поставщиков нужно заранее, чтобы сократить до минимума продолжительность подготовительного этапа.
Автосервис будет оказывать услуги:
- шиномонтажа;
- предпродажной подготовки;
- кузовных и слесарных работ;
- по замене деталей;
- диагностики.
Закупка оборудования:
Наименование | Цена, руб. |
---|---|
Комплект оборудования для легкового шиномонтажа | 400 000 |
Комплект оборудования для слесарного участка | 350 000 |
Комплект оборудования для замены технических жидкостей и промывки систем | 330 000 |
Комплект оборудования для кузовного ремонта | 650 000 |
Итого | 1 730 000 |
Кроме того, потребуется закупка расходных материалов, оснащения для раздевалок и душевой, кабинета руководителя. Необходим компьютер и контрольно-кассовая техника. На эти закупки заложим еще 400 000 рублей.
Ремонт, включая сантехнику, освещение и разводку розеток на 220 и 380В, обойдется в 300 000 рублей.
Подбор персонала
Автосервис будет работать без перерывов и выходных, поэтому самый удобный график «сутки через трое». То есть нужно четыре одинаковых бригады, которые будут работать в сменном режиме.
От качества работы мастеров зависит репутация и востребованность автосервиса. Необходимо обеспечить им достойную заработную плату и премии, привязанные к плану продаж, чтобы лично заинтересовать в успехе предприятия.
Должность | Кол-во сотрудников | Зарплата одного сотрудника, руб. | Суммарная зарплата, руб. |
---|---|---|---|
Администратор | 4 | 80 000 | 320 000 |
Мастер шиномонтажа | 4 | 50 000 | 200 000 |
Автослесарь | 8 | 70 000 | 560 000 |
Автоэлектрик | 4 | 100 000 | 400 000 |
Разнорабочий | 4 | 30 000 | 120 000 |
Итого | 1 600 000 |
Бухгалтерию будет вести аутсорсинговая компания, стоимость услуг которой 50 тысяч рублей в месяц.
План продаж
Одновременно в автосервисе может обслуживаться 4 автомобиля. В сутки пост шиномонтажа может обслужить 20 машин, остальные – по 4-5 машин. При смене сезона нагрузка на шиномонтаж значительно увеличивается, в остальные дни могут быть простои, поэтому возьмем средний показатель.
Средний чек шиномонтажа – 2000 рублей. Для остальных работ понятие «средний чек» слишком условное, так как много нюансов. Обычно рассчитывают стоимость работы одного поста в час. В среднем это 2000 рублей для обслуживания автомобилей среднего ценового сегмента.
Доход от шиномонтажа в месяц:
2 000 х 20 х 30 = 1 200 000 рублей
Доход от остальных работ в месяц:
2 000 х 24 х 3 х 30 = 4 320 000 рублей.
Финансовый план
Единовременные разовые вложения при открытии автосервиса:
Статья расходов | Сумма, руб. |
---|---|
Регистрация в сервисе DOKIA | 0 |
Закупка оборудования | 1 730 000 |
Оснащение | 400 000 |
Ремонт | 300 000 |
Получение разрешительной документации | 200 000 |
Итого | 2 630 000 |
Ежемесячные расходы на работу автосервиса:
Статья расходов | Сумма, руб. |
---|---|
Заработная плата, включая налоги и страховые выплаты | 1 600 000 |
Аренда | 100 000 |
Реклама и ведение аккаунта в соцсетях | 30 000 |
Оплата ведения бухгалтерии | 50 000 |
Прочие расходы | 200 000 |
Итого | 1 980 000 |
Таким образом, получаем ежемесячную прибыль автосервиса до уплаты налогов:
1 200 000 + 4 320 000 – 1 880 000 = 3 640 000 рублей в месяц при выполнении плана продаж. Из этих денег еще нужно заплатить налоги и премии сотрудникам.
На полную загрузку автосервис может выйти через 4-6 месяцев с момента начала работы. Таким образом, при правильном выборе места, подборе персонала и ведении бизнеса, автосервис себя окупит уже в первый год работы.