Содержание

    Личный автомобиль давно перестал быть предметом роскоши. Все больше российских семей становятся хозяевами не одного, а двух и более транспортных средств. При этом число автовладельцев, способных самостоятельно устранить даже небольшую неисправность, стремительно снижается. Да и машины стали гораздо сложнее, чем 20-30 лет назад, когда свою «ласточку» мог починить практически любой водитель.

    «Свой» автосервис стал такой же необходимостью для большинства людей, как и «свой» стоматолог или парикмахер. Бизнес, построенный на обслуживании автомобилей, при правильной организации, станет прибыльным и востребованным предприятием.

    При вложениях порядка 3 миллионов рублей автосервис себя окупит уже в первый год работы.

    Инвестиционная привлекательность автосервиса

    По данным «Автостата» в России на начало 2021 года зарегистрировано 60 миллионов автомобилей, автосервисов – 76 тысяч. То есть на каждый автосервис приходится почти восемьсот автомобилей. Можно с уверенностью говорить о том, что рынок далек от насыщения.

    Конечно, не во всех регионах ситуация одинакова. Автомобили и автосервисы не распределяются по территории страны равномерно, однако хорошие мастера ценятся повсеместно.

    Чтобы правильно определить специализацию бизнеса, который будет востребован в конкретном месте, необходимо провести предварительный анализ конкурентов и возможных клиентов, оценить наличие квалифицированных кадров, от которых во многом будет зависеть успех.

    Описание бизнеса

    В зависимости от стартового капитала, условий для привлечения клиентов и других факторов, бизнес можно развивать постепенно или ориентироваться на открытие серьезного предприятия.

    Услуги автовладельцам оказывают:

    • Мастера, готовые выявить и устранить определенные виды неисправностей. Как правило, они работают в небольших мастерских, переоборудованных из гаражных боксов на территории гаражных кооперативов или автотранспортных предприятий.
    • Небольшие СТО широкого профиля или узкой специализации, оказывающие услуги независимо от марки машины и других условий, ограниченные имеющимся оборудованием.
    • Крупные или сетевые сервисы, оказывающие любые услуги автовладельцам на территории нескольких регионов.
    • Авторизованные автосервисы, обслуживающие транспорт одной марки или холдинга. Как правило, принадлежат дилерам или заключают с ними партнерские соглашения.

    Начать с одиночного мастера может только человек, профессионально разбирающийся в ремонте автомобилей. Взять на работу такого умельца, как правило, невозможно – у него есть свои постоянные клиенты и он не заинтересован в появлении работодателя.

    Оптимальный вариант начала бизнеса в случае, если владелец хочет заниматься организационными вопросами, а не ремонтом – небольшая станция техобслуживания.

    1. Преимущества автосервиса

    • Возможность выбрать специализацию.
    • Много потенциальных клиентов.
    • Круглогодичный спрос на услуги.
    • Перспективы роста.

    2. Недостатки автосервиса

    • Жесткая конкуренция.
    • Значительные первоначальные вложения.
    • Зависимость от профессионализма сотрудников.

    3. Перспективы развития автосервиса

    • Расширение бизнеса за счет открытия новых точек в своем или соседних населенных пунктах, организация сети.
    • Увеличение размеров автосервиса, спектра оказываемых услуг.
    • Открытие магазина запчастей и средств ухода за автомобилем.

    4. Риски автосервиса

    • Арендодатель может попросить освободить место. Переезд потребует немалых затрат, а в новое помещение многим постоянным клиентам может быть неудобно добираться.
    • Непредвиденные увеличения цены аренды и необходимость оплачивать помещение при спаде спроса.
    • Снижение покупательской способности клиентов из-за кризисов.
    • Зависимость от поставщиков запчастей, которые в основном ввозят из-за границы.

    Описание рынка, возможные конкуренты

    Рынок зависит от местонахождения будущего автосервиса.

    • В элитном районе может оказаться востребованным только минимальный сервис, такой как шиномонтаж, так как обслуживаться автомобили будут в авторизованных сервисных центрах.
    • В спальных районах даже при значительной конкуренции автосервис может быстро набрать клиентов из-за большого числа автомобилистов, которым важно быстро и недорого отремонтировать автомобиль недалеко от дома.
    • В сельской местности может оказаться более востребованным автосервис, ориентированный на обслуживание небольших грузовых автомобилей, например, Газелей.

    Прямыми конкурентами могут стать только автосервисы сходного направления и ценового сегмента или крупные, оказывающие широкий спектр услуг по невысоким ценам.

    Чтобы понять, есть ли перспективы у автосервиса, стоит почитать в интернете, особенно в соцсетях, отзывы об уже имеющихся. Большие очереди и время ожидания при ремонте, недовольство качеством услуг – признак того, что новый автосервис будет востребован и найдет своих клиентов.

    Продажи и маркетинг

    Чтобы автосервис как можно скорее начал приносить доход, необходимо обеспечить поток клиентов сразу, как только он откроется. Для этого необходимо оповестить об открытии заранее, провести рекламную кампанию:

    • Рассказать об автосервисе в соцсетях, настроив таргетированную рекламу по геолокации.
    • Разложить листовки по почтовым ящикам близлежащих домов.
    • Заказать рекламу в местных СМИ или на посещаемых сайтах.

    Преимуществом, привлекающим клиентов, может стать работа 24/7, расширенная гарантия, скидки на второе и дальнейшие посещения и т.д. Чтобы клиенты были в курсе услуг, а также для оценки качества работы, у автосервиса будет свой аккаунт в соцсетях. На его обслуживание и раскрутку потребуется 30 000 рублей в месяц.

    Автосервис должен быть удобно расположен по отношению к основным автодорогам, близлежащим домам. Самой выгодной локацией с точки зрения маркетинга может стать начало промзоны на краю крупного жилого массива с отдельным подъездом от проходящей мимо автодороги с оживленным движением.

    План открытия автосервиса

    При открытии автосервиса два процесса должны идти параллельно: подготовка к регистрации и поиск помещения. В учредительных документах необходимо указать местонахождения, а для этого с ним нужно определиться и договориться с арендодателем. Не все владельцы недвижимости разрешают регистрировать на их площадях бизнес, поэтому этот момент необходимо оговорить сразу.

    Регистрация

    Ремонтировать автомобили может самозанятый гражданин, предприниматель или компания.

    • Физическое лицо, оформившее самозанятость, имеет право оказывать услуги населению. В этом случае налоги платятся по минимальной ставке, нет необходимости регистрировать контрольно-кассовую технику, вести бухгалтерский и налоговый учет. Однако самозанятый не может нанимать работников, прибыль в год не должна превышать 2,4 миллиона рублей.
    • Индивидуальный предприниматель получает возможность купить патент, что также минимизирует отчетность и налоги. Кроме того, ему доступны все режимы налогообложения, он может нанимать работников. Однако за бизнес он отвечает собственными деньгами.
    • Компания может быть основана сразу несколькими собственниками. Обычно для ремонта автомобилей выбирается упрощенная система налогообложения.

    Выбор помещения

    При выборе помещения нужно руководствоваться не только соображениями будущей доходности и удобства для клиентов, но и требованиями предстоящих работ и надзорных органов:

    • Помещение должно относиться к категории нежилых.
    • Помещение не может находиться в общественном здании.
    • Необходимо подключение инженерных сетей: канализации, водоснабжения, принудительной вентиляции.
    • От жилых домов расстояние должно быть не менее 15 метров, от общественных объектов – не менее 50 метров.
    • Понадобится смотровая яма.
    • Должны выполняться требования по освещенности.

    Площадь помещения рассчитывают исходя их видов оказываемых услуг, для которых необходимо разместить специальное оборудование, числа одновременно обслуживаемых автомобилей и количества работников.

    Необходимо предусмотреть помещения, где смогут переодеться и помыться работники после смены.

    Аренда помещения для рассматриваемого бизнес-плана будет стоить 100 000 рублей в месяц. Это – бывший производственный цех, с достаточной высотой потолков, освещением и готовыми помещениями для сотрудников и руководства.

    Получение разрешительной документации

    После того, как выбрано помещение, подписан договор аренды и зарегистрирован бизнес, пока идет ремонт и оснащение, требуется получить разрешения от контролирующих органов:

    • Пожарного надзора, после проверки соответствия помещения установленным требованиям.
    • Санэпидемстанции на введение помещений в эксплуатацию.
    • Администрации населенного пункта на установку вывески.

    Общие расходы могут составить 200 000 рублей.

    Закупка оборудования и ремонт

    Как только заключен договор аренды, важно как можно скорее открыть автосервис. До этого момента он ежедневно приносит убытки в виде арендной платы. Подобрать оборудование и найти поставщиков нужно заранее, чтобы сократить до минимума продолжительность подготовительного этапа.

    Автосервис будет оказывать услуги:

    • шиномонтажа;
    • предпродажной подготовки;
    • кузовных и слесарных работ;
    • по замене деталей;
    • диагностики.

    Закупка оборудования:

    НаименованиеЦена, руб.
    Комплект оборудования для легкового шиномонтажа400 000
    Комплект оборудования для слесарного участка350 000
    Комплект оборудования для замены технических жидкостей и промывки систем330 000
    Комплект оборудования для кузовного ремонта650 000
    Итого1 730 000

    Кроме того, потребуется закупка расходных материалов, оснащения для раздевалок и душевой, кабинета руководителя. Необходим компьютер и контрольно-кассовая техника. На эти закупки заложим еще 400 000 рублей.

    Ремонт, включая сантехнику, освещение и разводку розеток на 220 и 380В, обойдется в 300 000 рублей.

    Подбор персонала

    Автосервис будет работать без перерывов и выходных, поэтому самый удобный график «сутки через трое». То есть нужно четыре одинаковых бригады, которые будут работать в сменном режиме.

    От качества работы мастеров зависит репутация и востребованность автосервиса. Необходимо обеспечить им достойную заработную плату и премии, привязанные к плану продаж, чтобы лично заинтересовать в успехе предприятия.

    ДолжностьКол-во сотрудниковЗарплата одного сотрудника, руб.Суммарная зарплата, руб.
    Администратор480 000320 000
    Мастер шиномонтажа450 000200 000
    Автослесарь870 000560 000
    Автоэлектрик4100 000400 000
    Разнорабочий430 000120 000
    Итого1 600 000

    Бухгалтерию будет вести аутсорсинговая компания, стоимость услуг которой 50 тысяч рублей в месяц.

    План продаж

    Одновременно в автосервисе может обслуживаться 4 автомобиля. В сутки пост шиномонтажа может обслужить 20 машин, остальные – по 4-5 машин. При смене сезона нагрузка на шиномонтаж значительно увеличивается, в остальные дни могут быть простои, поэтому возьмем средний показатель.

    Средний чек шиномонтажа – 2000 рублей. Для остальных работ понятие «средний чек» слишком условное, так как много нюансов. Обычно рассчитывают стоимость работы одного поста в час. В среднем это 2000 рублей для обслуживания автомобилей среднего ценового сегмента.

    Доход от шиномонтажа в месяц:

    2 000 х 20 х 30 = 1 200 000 рублей

    Доход от остальных работ в месяц:

    2 000 х 24 х 3 х 30 = 4 320 000 рублей.

    Финансовый план

    Единовременные разовые вложения при открытии автосервиса:

    Статья расходовСумма, руб.
    Регистрация в сервисе DOKIA0
    Закупка оборудования1 730 000
    Оснащение400 000
    Ремонт300 000
    Получение разрешительной документации200 000
    Итого2 630 000

    Ежемесячные расходы на работу автосервиса:

    Статья расходовСумма, руб.
    Заработная плата, включая налоги и страховые выплаты1 600 000
    Аренда100 000
    Реклама и ведение аккаунта в соцсетях30 000
    Оплата ведения бухгалтерии50 000
    Прочие расходы200 000
    Итого1 980 000

    Таким образом, получаем ежемесячную прибыль автосервиса до уплаты налогов:

    1 200 000 + 4 320 000 – 1 880 000 = 3 640 000 рублей в месяц при выполнении плана продаж. Из этих денег еще нужно заплатить налоги и премии сотрудникам.

    На полную загрузку автосервис может выйти через 4-6 месяцев с момента начала работы. Таким образом, при правильном выборе места, подборе персонала и ведении бизнеса, автосервис себя окупит уже в первый год работы.

    Комментировать