ИП нельзя открыть, если нет постоянной или временной прописки. Она нужна для контактирования с предпринимателем: на адрес регистрации предпринимателя приходит вся официальная и деловая корреспонденция. Расскажем, как поступить.

Нужна ли прописка для ИП

Налоговая ставит на учет индивидуальных предпринимателей по месту их проживания (Ст. 8 закона №129-ФЗ). Это может быть жилое помещение, в котором предприниматель постоянно или временно прописан: квартира, дом, комната в коммуналке, общежитие, жилье по соцнайму.

Постоянная прописка – место, где человек постоянно проживает. Официально она называется регистрацией по месту проживания. Это подтверждается отметкой в гражданском паспорте.

Временная прописка – регистрация по месту пребывания. Она подтверждается свидетельством. Такую прописку оформляют, например, при переезде в другой город.

Стоит сказать, что приоритет отдается постоянной прописке. То есть зарегистрировать ИП по временной прописке можно, только если постоянной нет в принципе.

Поясним на примере.

Человек прописан в Калуге, но проживает в Москве по временной регистрации, где и планирует заниматься бизнесом. Открыть ИП он может только в Калуге, согласно штампу в паспорте. Платить налоги и сдавать декларации он должен там же.

О том, как открыть ИП удаленно мы рассказывали в другой статье.

Обратите внимание

С точки зрения закона выражение «юридический адрес ИП» звучит некорректно, так как предпринимателей регистрируют только по месту проживания. В нормативных актах даже термина такого нет. Понятие юрадрес относится к организациям – коммерческим и некоммерческим.

Получать согласие всех собственников помещения для регистрации, как это в случае с юрлицами, предприниматель не обязан. За это никто не может пожаловаться или выписать в одностороннем порядке.

Можно ли открыть ИП без прописки

Если нет постоянной прописки, то для открытия ИП понадобится получить временную. Для этого можно прописаться, например, в съемном помещении. 

Оформлением свидетельств о временной регистрации занимается миграционное подразделение МВД. Услуга предоставляется бесплатно. 

Понадобятся следующие документы:

  1. Паспорт.
  2. Заявление с прошением зарегистрировать по месту пребывания (форма №1 или №1 ПР).
  3. Документ, который служит основанием для временного пребывания: договор найма, договор соцнайма, выписка из ЕГРН.
  4. Письменное разрешение владельца и всех прописанных лиц. Его нужно заверить у нотариуса.
  5. Формы федерального статистического наблюдения, при регистрации на 9 месяцев и более и отправке документов заказным письмом.

Для получения временной прописки необязательно лично посещать миграционный отдел МВД. Направить документы можно дистанционно через госуслуги. Нужно иметь только подтвержденную учетную запись.

После подтверждения согласия всех собственников помещения, заявитель получит свидетельство о регистрации по месту пребывания. Оно придет в форме электронного документа на госуслугах, подписанное усиленной подписью. При необходимости свидетельство можно распечатать.

Срок оформления зависит от способа подачи. При личном обращении в МВД свидетельство будет готово на следующий день. При оформлении через госуслуги срок составляет до 8 дней.

Продолжительность временной регистрации не установлена законом. Обычно она зависит от договоренности с наймодателем.

Что делать при смене адреса проживания

При смене адреса проживания предпринимателю не нужно никуда обращаться. Миграционный отдел МВД сам уведомит налоговую, а та в свою очередь, внесет изменения в ЕГРИП. Весь процесс занимает 2-3 недели.

Предприниматель может самостоятельно внести изменения в реестр в ускоренном порядке. Для этого нужно подать заявление Р24001 в ФНС по новому месту регистрации. В нем заполняется титульная страница и листы В и Е. Через 5 дней он получит обновленную выписку из ЕГРИП.

Комментировать