Содержание

    Для регистрации ИП не нужно ходить в налоговую и стоять в очередях. Направить все документы можно по интернету с помощью бесплатных сервисов. Даже электронную подпись оформлять необязательно. Расскажем, как быстро открыть ИП онлайн без лишних нервов.

    Какие документы нужны для регистрации

    Для регистрации ИП нужны следующие документы (п. 1 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ):

    • паспорт РФ и его копия;
    • ИНН, если есть;
    • заявление по форме № 21001;
    • квитанция об оплате госпошлины.

    Это основные документы. Кроме них, есть дополнительные. Например, несовершеннолетним понадобится письменное разрешение от родителей или других законных представителей, иностранцам – разрешение на временное проживание в России.  

    Совет

    Перед подготовкой документов и постановкой на учет нужно заранее определиться с кодами ОКВЭД и системой (режимом) налогообложения. Это гораздо ускорит процесс регистрацию ИП онлайн.

    Выбор кодов ОКВЭД. Каждому виду деятельности соответствует определенный код ОКВЭД. Другими словами ОКВЭД – это числовое обозначение того, чем занимается предприниматель. По нему государство начисляет налоги и ведет статистику. 

    Коды вносятся в ЕГРИП. Если фактическая деятельность не будет совпадать с теми, что указаны в реестре, предпринимателя оштрафуют на 5 тысяч рублей (Ст. 14.25 КоАП РФ). Кроме того, налоговая может устроить внеплановую проверку предприятия.

    Все коды ОКВЭД указаны в Общероссийском классификаторе видов деятельности (сокращенно – ОКВЭД-2). Его также называют справочником ОКВЭД. Для упрощения поиска, справочник разделен на классы, подклассы, группы с подгруппами. Возле каждого кода есть пояснение – к какой сфере деятельности он относится. Например, 31.02 «Производство кухонной мебели».

    Перед регистрацией ИП онлайн нужно выбрать несколько кодов ОКВЭД по справочнику, подходящие для вида деятельности, один из которых будет основным. Обычно он соответствует наиболее прибыльному направлению бизнеса. Выбранные коды стоит выписать на листок бумаге.

    Про особенности выбора кодов ОКВЭД мы рассказывали в отдельной статье.

    Выбор системы налогообложения. От нее зависит не только налоговая ставка, но и объем отчетности, которую нужно сдавать в налоговую. 

    В России есть общая система налогообложения (ОСНО) и специальные налоговые режимы.

    Если при электронной регистрации ИП не выбрать спецрежим, налоговая по умолчанию переведет бизнес на ОСНО. А это несколько налогов и сложный бухгалтерский учет. Перейти на спецрежим можно будет в течение 30 дней после регистрации. Если пропустить срок, то только в следующем году.

    Виды налоговых спецрежимов:

    • Упрощенная система – УСН;
    • Патент – ПСН;
    • Единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН;
    • Налог на профессиональный доход – НПД (самозанятость).

    Сравнить налоговые спецрежимы по условиям можно на сайте ФНС.

    Выбрать спецрежим лучше сразу при создании ИП онлайн. В таком случае не придется подавать отдельное заявление в налоговую. Сервисы регистрации предоставляют такую возможность.

    Способы подачи документов на регистрацию ИП онлайн

    Документы в налоговую можно подать в бумажном или электронном виде. От способа подачи зависит время рассмотрения и необходимость оплаты госпошлины 800 рублей.

    Зарегистрировать ИП можно как лично, так через посредников. Посредниками выступают нотариусы и юридические компании. Они сами подготовят и отправят документы в налоговую, а также удостоверяет их подлинность своей электронной подписью. Но услуги посредников платные. Например, открыть ИП через нотариуса в Москве стоит 3-5 тысяч рублей.

    Регистрация ИП через сервис налоговой

    Открыть ИП онлайн можно через сервис «Государственная регистрация бизнеса», который размещен на официальном сайте ФНС. Войти в личный кабинет можно через госуслуги, электронную подпись или логин с паролем.

    Сервис позволяет направить документы на регистрацию ИП в электронном виде. С его помощью можно также внести изменения в ЕГРИП или закрыть предприятие.

    Регистрация ИП через госуслуги

    Открыть ИП можно через личный кабинет на портале госуслуги. При подаче электронного заявления, подписанного электронной подписью регистрация бесплатная. Без подписи госпошлина составит 800 рублей.

    Для регистрации бизнеса нужно выбрать тип получения услуги: подача электронного заявления, направление электронных документов, личное посещение налоговой или почтовое отправление. Регистрация ИП онлайн занимает 3 рабочих дня.

    Регистрация через сервис Dokia: пошаговая инструкция

    С помощью сервиса Dokia можно самостоятельно зарегистрировать ИП удаленно без личного посещения налоговой. Подать заявление можно в течение 10-15 минут. Сервис бесплатный, никаких пошлин также платить не нужно.

    Сервис позволяет не только подготовить документы для регистрации, но и выбрать коды ОКВЭД, рассчитать величину страховых взносов, подать декларацию о доходах. 

    Кстати

    Электронная подпись для самой регистрации ИП не нужна. Сервис передает документы в банк, который бесплатно выпускает электронную подпись, и направляет их в налоговую. Предпринимателю остается только подождать, пока его зарегистрируют в качестве ИП.

    Но электронная подпись может понадобиться в будущем, например, чтобы удаленно подписывать договора с контрагентами или участвовать в тендерах. 

    Теперь расскажем, как проходит электронная регистрация ИП в сервисе Dokia.

    Чтобы приступить к регистрации, выберите раздел «Открыть ИП» на сайте Dokia. В появившемся окне нажмите на кнопку «Подготовить». Регистрация на сервисе проходит через номер телефона. Не нужно вводить электронную почту и придумывать пароль.

    Первый шаг – это добавление кодов ОКВЭД. Для этого введите в поле вид деятельности, например, «мебель» или «продажа». Сервис сам предложит коды. Напротив подходящего нужно поставить галочку. 

    Можно также воспользоваться готовыми наборами ОКВЭД для определенного рода занятий. Сервис разрабатывали юристы, которые предусмотрели, какие коды подойдут для каждого бизнеса. 

    После выбора ОКВЭД нажмите на кнопку «Добавить».

    Из всех ОКВЭД нужно выбрать один основной, а остальные будут дополнительными. От основного кода зависит многое. Например, размер взносов в ФСС за работников или возможность получения государственных льгот.

    В разделе с данными заявителя нужно указать гражданство, паспортные данные, ИНН, адрес постоянной регистрации, контактный телефон и адрес электронной почты. Вероятность ошибки при вводе исключена, так как в сервисе встроены автоматические подсказки.

    После ввода данных выберите систему налогообложения. Например, для малого бизнеса часто подходит УСН. Система бывает двух видов, которые отличаются по налоговым ставкам: 6% с дохода или 15% с разницы доходов и расходов. 

    Заявление о переходе на спецрежим будет подано в налоговую одновременно с документами на регистрацию. 

    Подать документы в налоговую можно двумя способами: самостоятельно или через интернет. В первом случае пользователь сможет скачать и распечатать заполненное заявление, чтобы лично отнести его в налоговую. При этом нужно будет оплатить госпошлину 800 рублей.

    Во втором случае документы передаются в банк, который оформит электронную подпись, удостоверит подлинность и отправит их в налоговую. Лично никуда ходить не нужно. Банк сам сообщит пользователю об успешной регистрации и бесплатно откроет расчетный счет. Госпошлины за регистрацию ИП при электронной подаче документов нет.

    Сервис предложит выбрать банк, в зависимости от которого потребуется ввести данные предпринимателя: СНИЛС, телефон, скан паспорта или адрес электронной почты.

    На последнем этапе нужно ввести номер телефона, на который придет код подтверждения. После этого документы на регистрацию будут отправлены в налоговую.

    В течение 3 рабочих дней на электронную почту поступит уведомление о постановке на учет в качестве ИП (п. 3 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ). При необходимости его можно скачать и распечатать. Проверить регистрацию ИП онлайн можно через специальный сервис ФНС.

    Что делать после регистрации ИП

    После постановки на учет в качестве ИП в налоговой можно начинать работу: арендовать помещение, запускать рекламу, нанимать работников, заключать договоры с контрагентами. 

    Статус ИП позволяет оформить лицензию, если она нужна для бизнеса. Например, для образовательной деятельности нужна лицензия от Рособрнадзора, а чтобы открыть кафе придется получить заключение Роспотребнадзора. Получить такие лицензии могут только индивидуальные предприниматели и юрлица. Обычным физлицам и самозанятым их не выдают.

    Предприниматели должны платить взносы за себя и за наемных сотрудников в ПФР и ФСС. Раньше приходилось лично ходить в эти ведомства, чтобы встать на учет в качестве страхователя. Сейчас все данные налоговая передает сама, поэтому в личном визите нет необходимости.

    Для законной деятельности нужно купить и зарегистрировать онлайн-кассу. Она автоматически передает все данные о расчетах с клиентами в налоговую. Но из правила есть исключения. В зависимости от вида деятельности и системы налогообложения в некоторых случаях можно не покупать кассу. К исключению относятся, например, ИП, которые занимаются ремонтом обуви или продажей журналов.

    Почему могут отказать в регистрации

    Основания для отказа перечислены в статье 23 закона № 129-ФЗ. Вот некоторые из них:

    • подача неполного пакета документов;
    • опечатки в заявлении;
    • подача документов не в ту налоговую (например, человек живет в Брянске, а за регистрацией обратился в московское отделение);
    • неправильное сокращение слов;
    • наличие непогашенной судимости заявителя (это ограничение действует для определенных видов деятельности).

    Сравнение способов регистрации ИП 

    Отличия сервиса Dokia от других способов электронной регистрации:

    СервисыПлюсыМинусы
    DokiaПодсказки при выборе ОКВЭД. Не нужно платить госпошлину и оформлять цифровую подпись. Бесплатное открытие расчетного счета в выбранном банкеНет
    ФНСПодача электронного заявления без оплаты госпошлины. Подсказки при выборе ОКВЭД. Возможность перейти на спецрежим одновременно с регистрациейНужна электронная подпись. Без нее придется оплатить госпошлину или направлять документы в бумажном виде
    ГосуслугиНе нужно платить госпошлину. Возможность подачи документов прямо на сайте в электронном видеНужна электронная подпись. Иначе нужно относить документы лично в налоговую и платить госпошлину
    МФЦВозможность подачи документов в электронном виде без оплаты госпошлиныНужно лично ходить в МФЦ. При наличии ошибок в регистрации ИП откажут
    НотариусНе нужно ходить в налоговую. Нотариус сам оформит документы и отправит их на регистрацию. Не нужна электронная подписьУслуги нотариуса платные

    Комментировать